Наставник сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника.
В. Даль
Наставничество сегодня – это в первую очередь система обучения новых работников полноценному исполнению трудовой деятельности. Наставничество предполагает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний и методики преподавания.
Цели и задачи наставничества в ДОУ
Цель наставничества — обучение практическим навыкам новых работников прямо на рабочем месте опытным, авторитетным, высококвалифицированным работником.
Задачи наставничества:
- повышение качества подготовки работников;
- ускоренная адаптация новых работников;
- развитие у новых работников духа корпоративной культуры;
- снижение текучести кадров;
- доведение профессионализма вновь поступивших в ДОУ специалистов до требуемого квалификационного уровня.
Кто может быть наставником?
Многим кажется, что наставником может стать каждый. Однако на самом деле это не так. Наставником может стать лишь человек, отвечающий определенным следующим критериям:
- Наличие знаний и опыта работы.
- Умение передавать знания. Наставником должен быть работник, умеющий легко и доступно передавать свои знания и опыт молодым работникам.
- Желание работника быть наставником, так как наставничество должно быть добровольным. Влиятельность. Наставник должен пользоваться авторитетом как у администрации учреждения, так и в коллективе дошкольного учреждения.
- Организованность и ответственностью. Наставник должен нести ответственность за себя и за своего подопечного.
В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю) или без специального образования.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы и методы:
– обучение на рабочем месте;
– участие в работе методических объединений;
– самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательнойпрограммы;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– открытые занятия коллег;
– решение и анализ педагогических ситуаций;
– обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.
Таким образом, использование системы наставничества в ДОУ позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.